История развития контейнерных грузоперевозок

Контейнерные перевозки представляют собой систему интермодальных перевозок с использованием стандартных модульных контейнеров, стандартизированных Международной организацией по стандартизации (ISO) которые в свою очередь могут быть загружены товаром, опечатаны и погружены на контейнерные суда, железнодорожные вагоны, самолеты и грузовые автомобили. Внедрение контейнерных грузоперевозок привело к значительному прогрессу в эффективности работы морских портов, а соответственно и снижению затрат на погрузочно-разгрузочные операции и саму доставку груза. Что, в конечном счете, привело к значительному ускорению и увеличению торговых потоков. На данный момент практически все импортируемые товары в мире проводят какое-то время в контейнере. Источник информации: сайт компании www.zenal.com.

Происхождение контейнерных перевозок

Глобальная стандартизация контейнеров и оборудования для обработки контейнеров - это одна из важнейших инноваций имевших вклад в логистику и международные перевозки двадцатого века, хотя происхождение контейнерных перевозок началось с 1780х, а возможно и ранее. В 1830-х железные дороги всего на нескольких континентах использовали контейнера, которые потом перегружались на грузовые автомобили или суда. Эти контейнеры были несоизмеримо малы по сегодняшним меркам. С конца 1780х на канале Бриджуотер (Великобритания) использовались «открытые ящики» для перегрузки угля на баржи и с барж. В 1840-х годах использовали как железные, так и деревянные ящики. В начале двадцатого века была принята оптимальная модель закрытых контейнерных ящиков, предназначенных для перегрузки между автомобильным и железнодорожным транспортом. В начале 20 века в Англии несколько железнодорожных компаний также используют аналогичные, а в 1920-х был стандартизирован первый контейнер для железнодорожных перевозок - RCH. Пяти и 10-метровые, деревянные и не стыкуемые контейнеры имели большой успех, но этот стандарт так и не получил развития вне Великобритании.

Перевозка грузов контейнерами в США

С 1926 по 1947 год, в США, железные дороги Милуоки и Чикаго перевозили грузовики и транспортные средства грузоотправителей на железнодорожных платформах по направлениям между Милуоки, Висконсином и Чикаго. Начиная с 1929, компания Ситрейн перевозила ж/д вагоны на своих морских судах для перевозки грузов контейнерами между Нью-Йорком и Кубой. В середине 1930-х годов железные дороги Чикаго и Нью-Хейвена начали предоставлять "контрейлерные" услуги (транспортировка автодорожных грузовых прицепов на ж/д платформах). И уже к 1955 году практически все американские железные дороги подхватили эту идею. В 1955 году бизнесмен (бывший владелец компании по грузоперевозкам) Малкольм Маклин совместно с инженером Кейтом Тантлингером разработали современный интермодальный контейнер, который мы знаем сегодня. Идея родилась много лет назад, когда Малкольм ждал пока грузчики выгрузят хлопок из его грузовика. Он был убежден, что будет намного дешевле и эффективнее просто погрузить или сгрузить целый контейнер, не открывая его для извлечения содержимого. Задачей Малкольма было разработать не только транспортную тару, но и метод погрузки и крепления их на судах. Результатом стал контейнер с размерами 2,4 метра в ширину на 2,4 м в высоту и 3,0 м длиной, сваренный из 25 мм гофрированной стали. В конструкцию также были включены поворотно-блокирующие механизмы, находящиеся на вершине каждого из четырех углов, которые позволяли надежно закреплять и перемещать контейнер с помощью крана. Кроме того, что Тантлингер помог Маклину совершить инженерный прорыв для обеспечения успешности конструкции контейнера, он также убедил его отдать запатентованную конструкцию в производство, что и запустило процесс международной стандартизации морских контейнеров, и обозначило само понятие - контейнерные перевозки.

Стандартизация международных контейнерных перевозок

В первые 20 лет роста контейнерных международных перевозок из одной страны в другую перемещались совершенно разные и несовместимые контейнера с различными угловыми фитингами. Только в США существовали десятки несовместимых систем контейнеров. Стандартные размеры, крепления и нормы рифления, которые существуют сегодня, стали возможны только после серии компромиссов на которые пошли компании осуществлявшие международные перевозки, европейские железные дороги, железные дороги США и американские транспортные компании. Четыре важнейших рекомендации ISO (Международной организации по стандартизации) смогли унифицировать контейнерные перевозки по всему миру:
  • В январе 1968: R-668 определена терминология, габариты и характеристика;
  • В июле 1968: R-790 определена идентификационная маркировка;
  • В январе 1970: R-1161 определены рекомендации на угловые фитинги;
  • В октябре 1970: R-1897 определены минимальные внутренние размеры грузовых контейнеров общего назначения.
В США в 1887, в целях недопущения монопольных цен и дискриминации пассажиров на ж/д. транспорте была создана Межгосударственная Комиссии по вопросам Торговли, без подтверждения этой комиссии, ни один грузоотправитель не мог возить разные грузы в одном транспортном средстве, и не мог изменять тарифы, что препятствовало контейнеризации и др. прогрессу в грузоперевозках. Полностью интегрированной система стала только после устранения контроля со стороны комиссии, таким образом авто- и ж/д. перевозки избавились от регулирования в 70-х, морские перевозки - в 1984.

Грузовые контейнерные перевозки в наше время

Контейнера сделали революцию в грузовых перевозках. Сегодня около 90% не насыпных грузов во всем мире движется в контейнерах, которые устанавливаются на морских судах; 26% всех контейнеров идут из Китая. С 2005 году около 18 миллионов контейнеров делают 200 миллионов поездок в год. Есть суда, которые могут нести более 14500 эквивалентов 20-фут контейнера (TEU), например, Emma Maersk, 396м в длину, спущен на воду в августе 2006 года. Было даже предсказание, что в какой-то момент, контейнеровозы будут ограничены в размере только глубиной Малаккского пролива - самого оживленного морского пути, который связывает Индийский и Тихий океан. Это так называемое ограничение «Malaccamax», которое ограничивает размеры судна 470 м в длину и 60 м в ширину. Однако мало кто предвидел степень влияния контейнеров на морские перевозки. Большинство экономических исследований предрекали, что контейнерные перевозки вытеснят другие виды транспортировки, но не смогли спрогнозировать, что процесс контейнеризации сам по себе окажет сильное влияние на производителей и объемы торговли. Сегодня грузовые контейнерные перевозки стали мощным звеном в цепи мировой экономики.

Стандартизация автоперевозок и безопасность

Использование стандартных контейнеров ISO повлекло за собой дальнейшую стандартизацию автоперевозок. Постепенно устоялись размеры кузовов полуприцепов, используемых для автоперевозок, крепления, а также теперь во всем мире используют грузовые поддоны (паллеты), которые вписываются в контейнеры или в кузов полуприцепа грузовика. Улучшение безопасности контейнерных грузоперевозок автотранспортом также стало важнейшим преимуществом контейнерных перевозок. Груз не виден случайному зрителю и, следовательно, у него меньше шансов быть украденным. Двери контейнеров, как правило, опечатаны, так что взлом становится все более очевидным. Это привело к сокращению потерь груза, которыми давно страдает судоходство. Есть прямая связь между повышением эффективности логистики, контейнерами и потерей рабочих мест, в 1998 при изучении контейнеризации и занятости в портах США обнаружили, что контейнерные грузы могут быть перемещены приблизительно в 20 раз быстрее, чем навалочные грузы. Такой результат эффективности контейнерных перевозок возможно и стал ключевым для популяризации контейнеров в мире.